Текст представлен в авторской редакции
Я - первый автор сценария сериала "Вторая Линия" (вышел на платформе Premier). Мой путь в киноиндустрию был, что называется, «окольным». Я очень мало участвовал в питчингах, обивал пороги судий, заваливал электронную почту продюсеров. Нет. Я просто записывал аудиосериалы, и на своем опыте убедился, что хорошо написанные звуковые истории могут быть не менее драматичными и будоражащими, нежели фильмы. Это направление сейчас активно развивается по всему миру, а в разработке участвуют такие монстры, как Marvel и Netflix.
Немного предыстории. Как так получилось, что я посвятил аудиодраме значительную часть своей жизни? Изначально я так не планировал. Всё началось десять лет назад, и, оглядываясь на тот период, я понимаю, что сошлось очень много звёзд.
И первая – «принцип творческого ограничения». Я начинал сценарную карьеру с образовательных мультфильмов, квестов и всего прочего, что закажут. Но мне очень хотелось, чтобы и мои сценарии снимали. Хотя бы короткометражку... Попытки были, но кино – это очень сложный, дорогостоящий и многолюдный процесс, в котором далеко не всё зависит от одного человека. То погода помешает, то актеры на второй съёмочный день разбегутся, то оператор поссорится с режиссером. Разочарования-разочарования... Что делать?
Я знаю одного джазового преподавателя, который воспитывает (не просто учит, а именно воспитывает) своих учеников по такому принципу:
- Если у тебя одна рука сломана, как ты будешь выступать за фортепиано?
- Играть другой рукой в два раза быстрее.
- А если две руки сломаны?
- Не знаю!
- ЧЕЧЕТКУ ТАНЦЕВАТЬ!!! Ноги сломаны - акапеллу исполнять или битбокс.
Так что же стало моей чечёткой (или второй звездой)? Как ни странно музыка.
Я, если честно, не слушал старые радиоспектакли 40-50х. Идею первой аудиопостановки я взял из песни. Дело в том, что я слушаю очень много прогрессивного рока, и музыканты этого жанра очень любят экспериментировать. Например, вставлять в песни небольшие звуковые постановки для атмосферы. Одна такая вставкана несколько секунд вызвала у меня сопереживание к героине, которая оставляет сообщение на автоответчик. Ощущения были похожи на то, что я испытываю во время просмотра фильма. Так в 2014 году родилась идея короткой аудиопостановки «Глюча», которая рассказывает о девочке, застрявшей в лифте и потерявшей связь со всем миром.
Дальше была работа над сценарием. Я каждой клеточкой ощущал, что делаю что-то правильно. Но всё это время меня не покидал страх и сопутствующий ему вопрос: А куда дальше?
А потом к людям (третья звезда). Я начал рассказывать о проекте на собраниях киношников, писать о нем в соцсетях и ничего сверхъестественного не ожидал. Но оно начало происходить! Практически сразу нашелся очень талантливый звукорежиссёр и композитор, который согласился мне помочь. А актер, который сходу попал в роль, связал меня со студией Fabulanova. Эти замечательные люди предоставили студию для воплощения проекта. Как будто сама Вселенная вела меня за руку и произносила голосами людей слово «вперёд»!
Аудиопосановка «Глюча» вышла в том же 2014 году, а в 2018 году она была экранизирована в виде короткометражного фильма «Вера и Глюча», собравшего множество призов на российских и международных кинофестивалях.
В 2020 году мы согласовали с Михаилом Виноградовым, директором студии Fabulanova проект аудиосериала «Вторая Линия». 9 эпизодов по 15-20 минут рассказывают о работнике колл-центра Павле, которому позвонил неизвестный террорист, и, угрожая семье героя, потребовал вспомнить свой самый неудачный случай в карьере. Сериал целиком состоял из напряженных звонков, и задумка была в том, чтобы создать для аудитории эффект подслушивания со стороны.
Непростая работа, особенно по части сценария, потому что одновременно с вертикальными кейсами звонков в службу поддержки, каждый из которых требовал отдельной проработки, нужно было связывать их горизонтальной сюжетной линией позвонившего террориста. Но у меня, как у автора было то, что я никогда не получил бы в кино. Абсолютный карт-бланш от студии. Один человек не только работал над сценарием, но также занимался режиссурой, подбором всех 14 актёров, и даже контролем монтажа на пост-продакшене. С одной стороны один человек во главе означало, что всё будет служить центральному замыслу, с другой - колоссальная ответственность. И это при том, что параллельно я писал на заказ сценарий полнометражного фильма «Убежище».
Спасибо Мише за терпение. Всего работа над проектом заняла 11 месяцев. 5 месяцев на сценарий, 3 на запись и ещё 4 на монтаж. Во время записи голосов один из актёров произнес отчасти пророческую фразу: «Я бы посмотрел такой полный метр». И не только пророческую. В этой фразе и заключалось отношение всех участников к проекту. Всем было интересно! Всем нравилось! Огонёк горел!