ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
9.
Лиля и Акулиль в старом доме бабушкиных родителей. Лиля захотела «помародёрствовать», взять что-то старинное на память. У неё уже были вещи из этого дома, вещи, когда-то взятые, вещи, напоминающие не только этот дом и образы предков, неясные, из-за туманных рассказов с полузабытыми подробностями и из-за пыли, которую недостаточно стереть о штаны или тряпкой, но и напоминающие кусочки её, Лилиной жизни. Что было, что будет, чем сердце успокоится. Лиля снова пришла на охоту.
ЛИЛЯ. А это что, её бубен?
АКУЛИЛЬ. Кого?
ЛИЛЯ. Бабки Лилы, про которую ты вчера рассказывала.
АКУЛИЛЬ. Ага.
ЛИЛЯ. И шаль?
АКУЛИЛЬ. И шаль.
Лиля надевает шаль на плечи, бубен держит в верху. Застыла в позе.
ЛИЛЯ. Ну, как я тебе? Похожа?
АКУЛИЛЬ. Ох, бог мой божественный, страшно похожа. Неужто понравилась сказочка?
ЛИЛЯ. Страшно понравилась! Это как будто про меня, только в другой вселенной какой-то параллельной.
АКУЛИЛЬ. Не придумывай. Назвалась цыганочкой – пой да пляши.
Лиля быстро разбирается, как играть на бубне, бьëт в него и пляшет, кружится. Запевает песню, но не «У церкви стояла карету», а весёлую: грустно будет попозже. Акулиль хлопает в ладоши, смеётся, очень радостно ей такое преображение внучки. Лиле так и не удаётся допеть песню, в этот раз она присоединяется к смеху бабушки от неловкости.
ЛИЛЯ. Это – берём.
АКУЛИЛЬ. Приручила-таки бубен. Ну, забирай тогда.
Лиля складывает новообретённое в сумку, жадно осматривая, что ещё в домике есть, куда бы ещё за находками залезть.
ЛИЛЯ. А это можно?
АКУЛИЛЬ. Чего тама?
ЛИЛЯ. Вот.
АКУЛИЛЬ. А, это каракули эти, не знаю, не бери, зачем оно, брось. Давно пора выкинуть все эти тетрадки непонятные, а то всё тут храним, храним, на что? На авось пригодится? Хранила я всю жизнь кучу хлама, пригодилось мало что. Зачем тебе эта бессмыслица?
ЛИЛЯ. Да это ж не бессмыслица, это санскрит! Только какой-то изменённый. Вот тут даже надпись, я перевела, «собственность Лилы».
АКУЛИЛЬ. Её дневник что ль? Во дела.
ЛИЛЯ. Да. Я возьму, переведу. Может, ещё что-нибудь узнаю о нашей семье, о себе…
АКУЛИЛЬ. Да конечно, узнает она. Ничего это ты тама не узнаешь. Бросай, пошли.
ЛИЛЯ. Да почему?
АКУЛИЛЬ. Брось каку, говорят. Пойдём.
ЛИЛЯ. Акулиль! Мне он очень нужен. Почему ты не хочешь дать мне взять?
АКУЛИЛЬ. Да потому что ты его переведёшь!
ЛИЛЯ. Конечно переведу, иначе зачем он мне?
АКУЛИЛЬ. Ага, а там она понаписала небось про нас гадостей всяких.
ЛИЛЯ. Ну и что, я просто почитаю, и всё. Хочешь, и тебе прочитаю?
АКУЛИЛЬ. Не надо мне. Ага, а потом всё… это… выложишь в этот ваш… ентернет!
ЛИЛЯ. Что? Зачем?
АКУЛИЛЬ. Откуда ж я знаю, зачем! Чего вы все в этом ентернете, прости господи, сидите?
ЛИЛЯ. Кто зачем, ищем всякую информацию…
АКУЛИЛЬ. Ага, ищем. Гадости только всякие и находите.
ЛИЛЯ. Что такое?
АКУЛИЛЬ. Ох, да чтоб взорвали этот ваш ентернет!
ЛИЛЯ. Так, понятно. Я могу зять или нет?
АКУЛИЛЬ. Нет!
ЛИЛЯ. Почему?
АКУЛИЛЬ. В прошлый раз вот приходила маленькая когда, и что? Набрала, значит, тут всякого. А потом живу-живу, и смотрю, люди-то как-то относиться ко мне стали не так, чего-то шепчутся ещё, а потом Тимофевна мне пересказывает, значит, что про нас говорят, что и дедушка, отец мой, в плен попал, и характер там у наших скверный, и сдачи им когда-то не додали мы за молоко, и прочее такое. Ну вот и откуда, спрашивается енто, им знать, что отец был в плену. Я спросила там у Рубалицких, а они – в ентернете, мол, написано. Там и узнали. Ну и откуда это в ентом ентернете понаписано? Наши, значит, кто-то написал, а кто ещё может-то? Поспрашивала наших, ой, да мы не знаем, да не слышали, не видели, да не писали. Ты написала, значит?
ЛИЛЯ. Я ничего не писала.
АКУЛИЛЬ. Ну как не писала? Откуда это там тогда?
ЛИЛЯ. Мало ли откуда, может, военные архивы, может, кто из знакомых, может, написали сейчас, а может, двадцать лет назад или когда там «ентернет» изобрели, откуда ж я знаю!
АКУЛИЛЬ. Ерунду какую-то городишь. Верится с трудом.
ЛИЛЯ. Как так с трудом?
АКУЛИЛЬ. На правду мало похоже, брешешь. Ну какие ещё архивы!
ЛИЛЯ. Акулиль, это на ерунду похоже, потому что ты не знаешь, как работает интернет!
АКУЛИЛЬ. Всё понятно мне с этом ентернетом! Как своих сдавать, выписывать, так все горазды, а как отвечать – так ой, да это двадцать лет назад, знакомые. Ага, сваливайте теперь друг на друга!
ЛИЛЯ. Я ничего не сваливаю! Я не писала про семью ничего. Я про себя только пишу, мысли всякие, про студентов, фотки выставляю. Про семью ничего не писала!
АКУЛИЛЬ. Ну не писала, так не писала.
ЛИЛЯ. Ты мне не веришь!
АКУЛИЛЬ. Хочу, но не могу. (пауза) Может, обиделась на что?
ЛИЛЯ. Ни на что я не обиделась. И не писала.
АКУЛИЛЬ. А откудова тогда соседи про нас говорят?
ЛИЛЯ. Я не знаю!!!
АКУЛИЛЬ. А чего не звонила?
ЛИЛЯ. Я звонила тебе!
АКУЛИЛЬ. Редко!
ЛИЛЯ. Но метко.
АКУЛИЛЬ. Может, я обидела тебя чем, так ты скажи, между нами.
ЛИЛЯ. Ничем ты меня не обидела! А сейчас обижаешь.
АКУЛИЛЬ. Это потому что бабка старая стала, не нужна.
ЛИЛЯ. Нужна, вот же я здесь, с тобой!
АКУЛИЛЬ. Да была б нужна, и пораньше б приезжала.
ЛИЛЯ. А я тебе вообще нужна? Поставила хотя бы телефон нормальный себе. А то даже когда у меня день рождения, звоню – я! Я звоню тебе, чтобы ты меня поздравила! Ну что за глупости. Я как будто выпрашиваю внимание. Когда в одну только сторону, это трудно, и всё тяжелее со временем!
АКУЛИЛЬ. Ну как я поставлю, дорогое, а так удобно у Тимофевны разговаривать – платить ничего не надо.
ЛИЛЯ. А я предлагала тебе, ещё когда мне было двенадцать лет! Предлагала, чтоб телефон поставили, а я бы платила за него каждый месяц. А ты чего?
АКУЛИЛЬ. А я что? Не надо мне, ещё я буду с маленькой внучки деньги брать.
ЛИЛЯ. Главное, ты могла бы маленькой внучке набирать! А я тогда пошла специально, нашла какую-то работу дурацкую. Детей не брали особо никуда, только раздавать эти флаеры. Стою, вот тоже в ноябре, как сейчас, после школы, посреди пустынной улицы, и протягиваю эти яркие пахучие бумажки, возьмите, держите. Возьмите, пожалуйста, чтоб моя бабушка сразу взяла трубку. Возьмите, пожалуйста, чтобы бабушка не отказалась, взяла мои деньги, чтоб поставить себе нормальный телефон. А люди проходят мимо, а улица и так пустынная. А к вечеру полнится людьми, но люди уставшие, с работы. Текут куда-то, стелются туманом по мощёным тротуарчикам, и всё вокруг меня. Я стою в центре, и маленькие обрывки красочных пахучих бумажек сыпятся на меня, слетаются ко мне со всех сторон, катаются на ветре. Я отдаю туману людей, туманным людям красочные, пахучие, ещё тёплые то ли от краски, то ли от рук, бумажки, а они бросают их в грязь, обратно, мне под ноги, комкают и кидают в мусорки возле меня, разрывают на маленькие-маленькие конфеттишки, ветер подхватывает, и осыпает меня, ну это я уже говорила. Это моя бабушка отказывается от моих предложений.
АКУЛИЛЬ. Бабушка… Глупо как-то всё… Вот я и бабушка.
ЛИЛЯ. Конечно ты бабушка. А что, в душе тебе восемнадцать?
АКУЛИЛЬ. Да. Да, да! Это правда так! Если бы только пришёл ко мне Бог, сказал, хочешь умереть или я отмотаю обратно, тебе восемнадцать, но проживёшь ту же жизнь, со всеми её горестями, не сможешь ничего изменить, и будешь знать наперёд. Я бы согласилась, не думая! Я согласна на всё ещё раз, ещё много-много раз, лишь бы только пожить, ещё пожить! Но я бабушка…
ЛИЛЯ. Но ты и как бабушка живёшь.
АКУЛИЛЬ. Живу, пока. (пауза) А ты вот меня бабушкой не зовёшь. И никогда не звала. Всё Акулиль. Как будто я акула какая-то.
ЛИЛЯ. Зубастая.
АКУЛИЛЬ. Уже не слишком. И все в деревне – Акулиль, Акулиль. А это ты, между прочим, с тебя пошло!
ЛИЛЯ. Тебе не нравится?
АКУЛИЛЬ. Да нет, как вы говорите, прикольно. Точно, что прикольно.
ЛИЛЯ. Так нравится?
АКУЛИЛЬ. Ну да.
ЛИЛЯ. Так что же?
АКУЛИЛЬ. А бабушкой не звала…
ЛИЛЯ. У меня просто много бабушек, ещё по маминой линии, и двоюродных всяких целый мешок. Странно всех одинаково звать.
АКУЛИЛЬ. Наверное.
ЛИЛЯ. Вот я и мучилась тут как-то летом. Сначала никак не называла, без обращения говорила, помнишь? А потом всю голову сломала. Прихожу к тебе, говорю, всё, решено, буду звать Акулина Ильинична. Как учительниц, по имени-отчеству.
АКУЛИЛЬ. Ага, а я говорю, длинно!
ЛИЛЯ. И мы сократили.
АКУЛИЛЬ. Ага, вместе придумали.
ЛИЛЯ. И здорово получилось, скажи!
АКУЛИЛЬ. Ну да, раз вся деревня подхватила.
ЛИЛЯ. И имена у нас стали похожие. Акулиль и Лиль. Лиля и Акулиля. Как большая лисица и её лисий хвост. Я бы хотела рассказывать про тебя своим детям. И про наши выдумки, и песни, и колядки, и всё на свете.
АКУЛИЛЬ. Точно… Хорошо вышло. Всё равно мы как чужие, как соседки, не как бабушка с внучкой… Странно.
ЛИЛЯ. Тебе же восемнадцать в душе. Ты всё претворяешься, что ты бабушка. Значит, мы подружки.
АКУЛИЛЬ. Ишь подружку нашла!
ЛИЛЯ. Ты сама в детстве говорила!
АКУЛИЛЬ. Не было такого!
ЛИЛЯ. Было!
АКУЛИЛЬ. Не было!
ЛИЛЯ. Было!
АКУЛИЛЬ. Отстань!
10.
Входит соседка.
ТИМОФЕВНА. Ох, чего вы тут-то крику подняли. Думала, страх какой-то, волки, мужики. А это – вы?
ЛИЛЯ. Это мы, тёть Валь, здравствуйте.
ТИМОФЕВНА. О, а ты кто таков? Лилька что ль?
АКУЛИЛЬ. Ага, Лилька и Акулилька.
ТИМОФЕВНА. Вот те раз! Ну и чего вы тут расшумелись? Как индюшки, правда. Ну и голосистые.
АКУЛИЛЬ. Да чего ты городишь! Нет у тебя индюшек уже лет пятнадцать. Откудова тебе помнить, как они голосят?
ТИМОФЕВНА. Так все эти пятнадцать лет ты мне об том напоминаешь!
АКУЛИЛЬ. Чегоо? Тимофевна, иди в пень!
ТИМОФЕВНА. Пойдёмте вместе.
АКУЛИЛЬ. Ты щас договоришься.
ТИМОФЕВНА. Да ко мне пойдёмте вместе. У меня чай, конфетки свежие, хлеб, только с автолавки.
ЛИЛЯ. Ой, автолавка!
АКУЛИЛЬ. Тьфу, а мы прохлопали! Будем картошку неделю жевать вместо хлеба. Ладно, пошли на свежие конфеты.
ТИМОФЕВНА. Да я тебе тоже взяла, думаю, странно, Акулильки нет, случилось что ль чего. Ну и взяла тебе хлебу-то.
АКУЛИЛЬ. Вот спасибо! Не, ну слышала, Лильк, есть всё-таки Люди!
ЛИЛЯ. Спасибо, тёть Валь! Хотите я вам спляшу? Смотрите, что мы нашли!
ТИМОФЕВНА. Вот это хорошо, это весело. А вы лучше вместе мне спойте. Помните, как колядовать-то приходили? Куда вам, тогда вы обе были посвежее. Как мне нравилось, голосистые вы мои. А как мы плакали всей деревней, когда Лиля пела про карету у церкви.
АКУЛИЛЬ. Лиля, запевай.
ЛИЛЯ. Прям здесь?
АКУЛИЛЬ. Ну а где.
Лиля и Акулиль поют «У церкви стояла карета», Тимофевна только успевает смахивать слезинки.
ЛИЛЯ. Ну вот, а я даже не заплакала.
АКУЛИЛЬ. Тебе-то зачем? Твоё дело петь, плакать – ихнее дело.
ТИМОФЕВНА. Ой, точно, хорошее дело над хорошей песней поплакать. Мне бабка моя ещё рассказывала, её так и выдавали замуж ведь. Отдали молоденькую за какого-то старика, детки родились, он и помер скоро. Вот она одна с детками побыла, а там нашёлся какой-то ещё мужчина, хороший, это мой дед. Взял её с детишками, так они ещё и новых нарожали. Добыла бабка своё счастье в итоге.
ЛИЛЯ. Да что у вас тут происходило!
АКУЛИЛЬ. Это не у нас, это везде так. Один в деревне не проживёшь. Да и хочется всем деток-то своих взрослых получше пристроить, чтоб не голодали, чтоб жили хорошо, вот и пристраивали, как могли.
ЛИЛЯ. Ужас.
АКУЛИЛЬ. Ладно, Тимофевна, давай хлеб, да пойдём мы, нам ещё пирожков напечь.
ТИМОФЕВНА. А мне спекёте?
АКУЛИЛЬ. Спекём, спекём. Лилю отправлю, сбегает до тебя, принесёт.
ТИМОФЕВНА. Вот спасибо, индюшечки мои!
(одновременно)
АКУЛИЛЬ. Тимофевна!
ЛИЛЯ. Тёть Валь!
11.
Лиля и Акулиль лепят пироги, сидя за длинным столом друг напротив друга. Ещё молчат, каждый будто думает о своём, но лица спокойные.
АКУЛИЛЬ. Ты бы бубен занесла сюда с прихожей-то. Там прохладно, отсыреет ещё, жалко.
ЛИЛЯ. Да пусть пока там, я в муке вся. Он столько был в старом доме, ему уже ничего не страшно, наверное. Да и голова чего-то кружится. Посижу.
АКУЛИЛЬ. Ну посиди.
ЛИЛЯ. А что там дальше было?
АКУЛИЛЬ. Где?
ЛИЛЯ. Ну история, с бабкой Лилой.
АКУЛИЛЬ. А, сказочку хочешь слушать?
ЛИЛЯ. Очень!
АКУЛИЛЬ. До вечера не будешь ждать?
ЛИЛЯ. Не могу ждать, а вдруг мальчик родится?
АКУЛИЛЬ. Вчера говорила боялась, дети не дети, всё некогда, а сегодня уже – вдруг родится?
ЛИЛЯ. Кажется, ребёночек обхитрил, уже будет.
АКУЛИЛЬ. Ой, ну да это замечательно! Люди говорят же, мол, дети сами выбирают, когда и у кого им рождаться.
ЛИЛЯ. Вот и меня выбрали, кажется.
АКУЛИЛЬ. Да ну? Неужто! Ну молодец! Хорошоо! Дай-то бог!
ЛИЛЯ. Да…
АКУЛИЛЬ. Так что, сказочку надо? Правда, беременные сами как дети.
ЛИЛЯ. Надо, надо.
АКУЛИЛЬ. А на чём я остановилась?
ЛИЛЯ. Он её увёз, и детишки за ними бежали, которых она учила. Увёз, и всё.
АКУЛИЛЬ. Да? Наверно, заснула раньше, чем закончила сказывать.
ЛИЛЯ. Прямо суперспособность!
АКУЛИЛЬ. Криво неспособность!
ЛИЛЯ. Увёз, и дальше что?
АКУЛИЛЬ. А что дальше, жили дальше. Говорили, она полюбила его даже потом. Но вначале не подпускала, закрылась в комнате, что для ней приготовили, самозаключилась в ней, чтобы самозакончиться. Еду ей сам приносил, и воду, да грел специально воду ей, чтоб она голос не простудила. Нравилось слушать ему что угодно, только её бы голосом. Он ей о любви – она ему о мире. Нашли, надо сказать, язык общий. Наверное, а чего бы не найти. Раз она учёная, что ей с цыганьём общаться, ей – дворянина как раз, им тоже науки преподают, на этом-то и сошлись, наверное. А он хитрый, ждал, пока она сама влюбится, чтоб сама отдалась ему. Ну, чтоб не жениться. Барону-то наплёл, что в жёны забирает, но в жёны не законные, а так… Любовь любовью, или как, страсть страстью, а жениться можно только на себе подобных, по положению. Поладили они, она полюбила его. Долго жили в согласии, а о женитьбе – он не предлагал, а она не спрашивала. Оно, может, и верно, если всё хорошо и так – то зачем? Родились сыновья, четыре штуки, да доченька младшенькая. Растили деток вместе, и хорошо. А потом взыграло в нём что-то вот это, мужское, тупое. Жениться надумал. Но не на ней, нет, женитьба-то у дворян – сделка. Привёл жену, тоже в усадьбе и поселил. Бледная была и глупая. Они с ним и не разговаривали особо, она только глазками хлопала да цацки клянчила. А Лила ещё на смертном одре, во тут, на этой кровати, кстати, три дня мучалась, прежде чем умереть. И тогда она, лежала, мы думали, в бреду. Имена всё какие-то произносила. Долго-долго перечисляла имена. А это, оказывается, она прощала их, прощалась с ними. Кого при жизни простить гордость не позволила, она перед смертью прощала. А её не простила. Татьяна её звали, Татьяна – и было последнее имя, которое произнесла бабка Лила перед смертью. А я маленькая была, помню, лет десять мне, так она и сказала: а Татьяну не прощаю. Потому что глупость, и ещё какое-то слово сложное сказала, глупость… Неумение, нет, не благоразумие…
ЛИЛЯ. Скудоумие?
АКУЛИЛЬ. Да! Потому что, говорит, глупость, скудоумие я не прощаю. Вот так. И померла. Только это попозже, что-то я не в ту степь, не по порядку.
ЛИЛЯ. Так, так. Ты говорила он жену эту тупую привёл.
АКУЛИЛЬ. Точно, и вот…
ЛИЛЯ. А как это привёл? А Лила где была?
АКУЛИЛЬ. Где, да там же. Усадьба большая ведь. Разместил их там по разным углам, этажам, флигелям или как ещё. И ничего не сказал ни одной, ни другой. Только они встретились однажды в доме-то. Всё ничего, но даже в самом большом замке пятерых детей, четверо из которых настоящие разбойники, не заметить трудно!
ЛИЛЯ. Ой-ой-ой…
АКУЛИЛЬ. И был большой скандал. Сперва между женщинами, потом уже меж Лилой и Домогацевым. Страшно. И вот, он значит, говорит, если не хочешь для про… профилактики?
ЛИЛЯ. Проформы?
АКУЛИЛЬ. Ага. Жену вот эту потерпеть, значит не любишь ты меня, и проваливай, мол, к своим цыганским богам, и с детями вместе. Пристроил он её ко вдовому крестьянину Евсееву. Вот, говорит, твой муж будет, плотник. И тогда – солнце закатилось уже, но было ещё светло. Покидала она усадьбу, детишки снова плелись за ней, только теперь они были – её и с ней. Евсеев не осмелился войти, ждал её у усадебных ворот, за забором. А Домогацев смотрел из окна, с какого-то этажа, как разрушил жизнь, и любовь, и не только им, а и себе. Дубина! Она повернулась к нему и кричала страшным громким голосом, всё что недосказала. И проклятия. Что проклинает самым страшным, самым чёрным проклятием его и весь его род по мужской линии до седьмого колена. А Евсееву за забором стало как-то не по себе. Во-первых, что такая жена ему достаётся, а во-вторых, что он понял со стороны, что Лила сама не поняла, пока проклятье своё кричала. Прокляты не только дети, которые будут у Домогацева с Татьяной, а и её дети тоже! До неё-то самой потом уже дошло. Она и упросила Евсеева, чтоб тот женился на ней по-взаправдашнему, ничего не надо, лишь бы только фамилия была его, к его роду прикрепиться, и детишек своих, самое главное. Евсеев не думал, что это поможет, но исполнил её просьбу от сострадания к этой женщине, которое наполнило его душу. Которое потом и превратилось в нежную любовь к ней. Она вряд ли смогла его полюбить, простоват он был для ней. Но что с тех пор, как вошла в его дом, Лила собрала кудри под платок, оделась во всё закрытое, как крестьянские бабы и была самой кроткой, послушной, доброй женой и матерью, это точно. Совместных ещё детишек у них не случилось. Кто знает, почему, может, они и сохраняли только платоническую связь, а может, просто Бог не дал. Вот так.
ЛИЛЯ. Конец?
АКУЛИЛЬ. Вроде конец.
ЛИЛЯ. А как умерли сыновья?
АКУЛИЛЬ. А, папа мой, Илья, повесился. Причём и повоевать успел, и в плен попал, и жив остался, и жили они с мамой вроде неплохо, в трудах, по-деревенски. А будто невзначай взял да повесился. Мать, может, и догадывалась, с чего, да молчала. Другой, Иван, его бык забодал насмерть. Фома ещё был, Фому в войну на двух берёзах фашисты разорвали. А Яков чистил ружьё и случайно застрелился. Вот так мальчики. А дочка Мария, одна она только дожила до глубокой старости и умерла своей смертью.
ЛИЛЯ. А Лила не отменила проклятие перед смертью?
АКУЛИЛЬ. Да как же его отменишь. Слово, как известно, не воробей.
ЛИЛЯ. Не воробей, тут целый птеродактиль!
АКУЛИЛЬ. Не смешно, Лиленька. Ненавижу этого Домогацева. И прабабку Лилу ненавижу! Зачем так глупо сыпать проклятиями? Я как своих ребят родила, так до сих пор тревожусь, не было и дня с тех пор, чтоб не боялась за их жизнь, их смерти.
ЛИЛЯ. Я просто в ужасе. Но её я тоже понимаю. По глупости вышло, почти случайно. И судьба у неё, конечно. Кидали мужчинки её туда-сюда как сладкий арбуз. Надо что-то делать. И Саше позвонить надо, всё рассказать. А что я ему расскажу?.
АКУЛИЛЬ. Хотя бы то, что ты здесь, и про ребёночка.
ЛИЛЯ. Это попозже. Надо разобраться. Есть же ещё что-то. Как мне неспокойно стало… Дневник же есть её! Акулиль, пожалуйста, он мне очень нужен, ну можно я сбегаю за ним? Заодно тёть Вале пирожков отнесу, как договаривались. Пожалуйста, Акулиль, я не успокоюсь уже, пожалуйста! Я не буду ничего выкладывать, я правда никогда ничего про вас не выкладывала! А вдруг у меня будет сын, и умрёт? А вдруг и папа умрёт? Пожалуйста, сядем тут, я переведу тебе. Хочешь поклянусь?
АКУЛИЛЬ. Стой! Не клянись! Грешно это. И никто не умрёт. Это просто сказка, просто слова, подумаешь, проклятие. Ерунда это всё. Иди, бери, бог с тобой. Бери, переводи. Только и мне скажи, мне тоже интересно, чего там.
ЛИЛЯ. Спасибо, Акулиль, спасибо, я бегу! (порывается бежать)
АКУЛИЛЬ. Да стой ты! Пироги Тимофевне-то возьми! Стой! Не беги, нормально иди, всё, я разрешила, а дневник никуда не денется. Тебе нельзя теперь бежать. И ключи возьми. Я попозже подойду, как допекутся последние наши. (Лиля уходит шагом, но быстрым.) Во дурында!
12.
В старом доме. Тимофевна и Акулиль сидят едят пирожки. Лиля просматривает дневник Лилы.
ТИМОФЕВНА. Ну что там?
ЛИЛЯ. Сейчас, сейчас, пока ничего…
АКУЛИЛЬ. Как это ничего? Давай вслух, ты обещала!
ТИМОФЕВНА. Ага, нам тоже страшно интересно.
АКУЛИЛЬ. Тебе-то чего?
ТИМОФЕВНА. Люблю хорошие истории, ничего не могу с собой поделать!
АКУЛИЛЬ. Да уж, хороша история…
ТИМОФЕВНА. Читай тогда всё подряд!
ЛИЛЯ. Сейчас, да. Просто язык ещё не совсем понятный. Это не чистый санскрит.
ТИМОФЕВНА. А? Санскрит – язык нечистого? А я говорила, что бабка Лила – ведьма! Я всё детство её боялась.
АКУЛИЛЬ. Чего ты городишь, чего бояться её?
ТИМОФЕВНА. Дык она ж как посмотрит грозно, хоть под землю провались.
АКУЛИЛЬ. Вот и провалилась бы, послушала бы старших.
ТИМОФЕВНА. Иди ты в пень, Акулилька!
АКУЛИЛЬ. Сама ты пень, вон трухлявая какая, и не скажи, что на десять лет меня моложе!
ЛИЛЯ. Тихо вы! Слушать будете?
АКУЛИЛЬ. А чего слушать? Ты ж не читаешь ничего.
ТИМОФЕВНА. Хоть побалакаем, всё веселее сидеть. А то как на похоронах.
ЛИЛЯ. Хватит про смерть, достали!
АКУЛИЛЬ. Ну, Лиленька, чего там?
ЛИЛЯ. Да вот, мочёные яблоки, дожди в Вознесеновке, день смерти императора… О! Отруби добавить в картошку и толочь, пока масса не посинеет. А что, картошка синеет от отрубей?
АКУЛИЛЬ. Да не синеет, сколько лет по утрам толку, и ничего…
ТИМОФЕВНА. Рецепт корма для свиней?
АКУЛИЛЬ. Не знаю, я кур этим кормлю.
ТИМОФЕВНА. А я индюшек тоже кормила этой толкатней. Толчеёй… Толчёнкой.
ЛИЛЯ. Может, это идиома?
ТИМОФЕВНА. А? Ты кого идиоткой обозвала?
АКУЛИЛЬ. Идиома. Это её слова какие-то санскритские, чего ты мелешь то, вынь косточки от компота из ушей.
ЛИЛЯ. Идиома – это выражение на другом языке, которое могут понять только носители.
АКУЛИЛЬ. А, ты объясняла по телефону, давно ещё, я даже записала. Например, как «бить баклуши».
ТИМОФЕВНА. Косточки с компота тебе в уши.
ЛИЛЯ. Но нет, это не идиома. Одни рецепты, советы по воспитанию… Какой-то домострой от Лилы! Нет тут ничего. И зачем это на санскрите было писать, тут нет тайного ничего.
АКУЛИЛЬ. Она по-русски писать так и не выучилась. Уже бабка была, я мне в школе прописи задавали, мы писали на газетке, всё между строчек. А она удивлялась, и как это, говорит, вы выводите такие кругленькие буквы свои…
ЛИЛЯ. Зря всё это.
АКУЛИЛЬ. Как же так? Почитай ещё. В конец пролистай, может там что будет. Это вроде последняя её тетрадка, другие потерялись.
ЛИЛЯ. Последняя?
ТИМОФЕВНА. Она всю жизнь писала. Как свободная минутка – так чертит свои, как их, петроглифы.
АКУЛИЛЬ. Иероглифы.
ЛИЛЯ. У них алфавит, а не иероглифы.
ТИМОФЕВНА. Простите.
ЛИЛЯ. Вот. Наверное, это то, что мы искали. (читает) Если бы только была женщина, которая меня поймëт, не осудит, простит, я так сожалею, мысли в кучу, всё путается, не видно. Женщины этой не видно. Вдруг она не родилась ещë, но если найдëтся, пожалуйста, пусть найдётся, та, кого моя история хоть немного тронет, так, что она не сможет держать на меня зла, пусть она своим участием и прощением разрушит проклятие, пусть будет жить до ста лет, и у нее будут здоровые сыновья. Пусть она будет, пусть.
ТИМОФЕВНА. Ого!
АКУЛИЛЬ. Подожди ты, дальше-то что? Есть ещё чего-нибудь?
ЛИЛЯ. Дальше имена… Страниц двадцать, до конца тетради.
АКУЛИЛЬ. Вот, имена! Тех всех, кого она прощала! Кроме Татьяны.
ЛИЛЯ. Татьяна тоже есть. Вот, на обложке. Не хватило места.
13.
Лиля и Акулиль идут домой вдвоём. Темно уже в деревеньке, дует ветер холодный им в лица. И лица их сдуло под ноги. А небо согнулось, опустилось.
АКУЛИЛЬ. Ох. Облака совсем низко. Если вот так пойти, пойти, пойти по воздуху по прямой, можно оказаться часа через два на облаках. Вёрст шесть, не больше, как до соседней деревни.
Снова молча идут.
ЛИЛЯ. Я как будто стала видеть жизнь ясно. Будто сняла мутные линзы…
АКУЛИЛЬ. Ты не носишь очков…
ЛИЛЯ. Точно. Я хочу всего этого, и детей, и замуж. Нет, не правильно, замутняются линзы.
АКУЛИЛЬ. Ты не носишь очков…
ЛИЛЯ. Точно. Я хочу быть женой и быть матерью. И делать свою работу. Только что дошло: я не дело своё делала, я доказывала всё кому-то что-то, действовала не от души, по выученному, вот и не было в моей работе меня. А я знаю, дело моё интересно можно развернуть, и много сделать полезного. Человеческие языки необычны, дают доступ к важным знаниям, подчас не ожидаешь, к каким. Язык – мысль, мысль – язык. Надо преподавать через это. Пониманию учить, глубине, не просто звучанию, поверхностному дребезжанию. И петь надо, просто потому что поётся. И песни писать, просто потому что пишутся.
Молчание.
ЛИЛЯ. Надо Саше позвонить. Надеюсь, не поздно.
АКУЛИЛЬ. Время детское, к полуночи.
ЛИЛЯ. Пойду от Тимофевны позвоню, а то ещё связь будет прерываться каждую минуту, это не для таких разговоров. Дойдёшь одна домой?
АКУЛИЛЬ. Как не дойти?
Лиля разворачивается и быстро шагает.
14.
Лиля снова дома. Лиля светится, и всё вокруг, во дворе, в избе тоже в каком-то свечении.
ЛИЛЯ. Я пришла. Бабушка, ты спишь?
АКУЛИЛЬ. Не сплю, лежу просто. Грею косточки на печечке.
ЛИЛЯ. Ты же говорила, не залезаешь больше на печку.
АКУЛИЛЬ. Захотелось. Печка родная, греет. И тело, и душу греет. Хорошо. Поднимайся, присядь тут, на приступочке.
ЛИЛЯ. Здорово, как в детстве! И тепло!
АКУЛИЛЬ. Помнишь, я про Василия рассказывала.
ЛИЛЯ. Помню.
АКУЛИЛЬ. Я простила его. Давно на самом деле простила. Я ведь обижалась не на него больше, на себя. На то, какая я была рядом с ним. Неловкая, всего боялась, жить не умела, не умела сказать. Что поделать, и ходить мы когда-то не умели, и есть сами, что же теперь, всю жизнь казниться? Но знаешь, что? Я считаю, у человека жизнь без любви если, то – пустая жизнь. Даже пусть она, любовь эта, страдания приносит, пусть будет тысячу раз больно. Но прожить целую жизнь – а это так нестерпимо долго! – и не узнать, что такое любовь, значит явиться на землю зря, такое моё мнение. Через любовь к человеку мы любим жизнь, людей, мир, себя в нём. А только любовь очищает сердце и побуждает человека совершать добрые поступки! Не подвиг, нет. Не обязательно сразу подвиг. Маленькие, но важные поступки, каждый день. Потому что, если ты полон любви, ты не можешь не творить, не созидать. (пауза) Василий создавал очень красивую музыку. И стихи на неё подолгу писал, каждая строчка у него должна была быть выверенной, каждое слово неслучайным. Божий человек был. Человек без любви в сердце не может такое создать. Но любовь его явна была обращена не ко мне. Ну и пусть. Главное, она была у него, и была – у меня. А глобально детали не так уж и важны, любовь-то, она едина, какая-никакая – всё есть Любовь. А Любовь – значит Бог. Вот и я скоро к Богу отправлюсь. И встретимся мы с Василием в райском саду, улыбнёмся друг другу и пройдём мимо. Всё-таки почему-то так важно, что он был в моей жизни, а я в его. Не могу объяснить почему, но знаю точно, что важно.
ЛИЛЯ. Как ты прекрасно сказала, бабушка! Я теперь знаю, что я думаю о любви. То есть я всегда так думала, но не могла сказать. А сейчас сказала это так, как я бы сама сказала чуть попозже, когда б стала постарше и помудрее, а теперь это – есть, оно – сказано, и оно тоже моё.
АКУЛИЛЬ. Я рада. И рада, что я бабушка.
ЛИЛЯ. Да, бабушка.
АКУЛИЛЬ. И хорошо. Саша приедет за тобой?
ЛИЛЯ. Он сказал, приедет завтра, уже выехал. Я боялась, не простит меня, что я сбежала.
АКУЛИЛЬ. Главное вовремя исправила ошибку свою, и хорошо.
ЛИЛЯ. Он приедет, и мы возьмём тебя, вместе уедем в город, полечим спину твою, будем вместе гулять…
АКУЛИЛЬ. Лиленька, я не поеду.
ЛИЛЯ. Ну почему? Я теперь не хочу с тобой расставаться.
АКУЛИЛЬ. Я останусь тут. Мне же бабка Лила тоже предсказала. Что умру в восемьдесят пять лет по осени, когда облака будут близко к земле. И когда дошью саван. Дошила утром сегодня, а облака опустились.
ЛИЛЯ. Что мне сделать?
АКУЛИЛЬ. Ничего, Лиленька, ты всё и так хорошо сделала. Приехала, пообщались, слава богу. Это очень хорошо. Хорошо. Спасибо. И ты живи хорошо.
ЛИЛЯ. Ой, и что же мне делать.
АКУЛИЛЬ. Что делать? Живи и радуйся, расти детей, ехай в экспедиции, изучай, переводи свой санскрит. И, раз назвалась цыганочкой, пой да пляши!
Всё в свету, в тёплых лучах, в окна врывается ветер, поднимает простыни, полотенце, бумагу, всё белое, чтобы летало по избе и приумножало свет. Той ночью Акулиль вознеслась. Глядь на печку – нет её, а изба – не изба уже, а поле, лес, река – всё это вместе. Акулиль поднялась к небу, а простыни, полотенца, газеты, соседские домашние гуси, лебеди с дикого заросшего пруда – всё белое – подхватывали её, улетали вслед за ней. Облака нынче низкие… Если вот так пойти, пойти, пойти по воздуху по прямой, можно оказаться часа через два на облаках. Вёрст шесть, не больше, как до соседней деревни. А Лиля с бубном следила, как возносится Акулиль. Пела свою песню и танцевала с бубном очень красиво и свободно, пока всё белое вилось вокруг, приумнажая свет.