Кирилл Баглай
пьеса "Дочь великана"
Живет в Москве, работает шеф-редактором в банке. Закончил курс Дмитрия Данилова в CWS. Пишет заметки и пьесы.

Посвящается Асе


Действующие лица:

Иэн — владелец самого отдалённого паба в Шотландии. Тощий и мрачный.
Юэн — популярный сомелье, часто появляется в телевизоре и печати. Толстый тип с мерзкой бородкой.
Девушка Кэлпи — мифическое существо из водоёмов, может принимать вид лошади и рыбы. Для нас выглядит как загадочная женщина 25-40 лет с рыжими волосами и низким голосом.
Дух моря — мёртвый моряк, который выпал пьяным за борт. Всем рассказывает, что был капитаном.

Сцена 1

Мы видим интерьер паба. Столов в зале немного, штук пять. За стойкой Иэн натирает стаканы. В отличие от обыкновенных пабов, стена за барменом не уставлена бутылками. Она, как и все остальные, отделана деревом, в ней два окна.

Паб стоит рядом с обрывом в море, поэтому слышно шум волн и крики птиц. В пабе тихо, людей и музыки нет. На правом краю стойки стоит разыгранная партия в шахматы. Видно, что их давно никто не трогал, они все в пыли. Чёрные в выигрышном положении.

Дверь в паб открывается, заходит Юэн.

Юэн. Ух, ну и забрались же вы! Я Юэн.
Иэн. Привет, Юэн. Заходи.
Юэн. В газете было написано, что за день можно управиться. Но я останавливался на ночёвку.
Иэн. Где же?
Юэн. В палатке, она за дверью.
Иэн. Газета врёт.
Юэн. Вот-вот, нужно написать в редакцию!
Иэн. Да, напиши, что владелец этого паба за день добирается туда и обратно.
Юэн. Но это невозможно!
Иэн. Это всего 25 километров в одну сторону. Что тут невозможного?
Юэн. Но… это же 50 километров!
Иэн. Считать ты умеешь.

Юэн продолжает стоять возле двери, а Иэн трёт стекло и смотрит куда-то в сторону. Не переводя взгляда он отправляет стаканы на полку. Слышен только шум волн и скрип полотенца о стекло. Юэн молчит растерянно, Иэн — по привычке. Юэн хлопает себя по выпирающему животу.

Юэн. Ну что ж, не все такое спортсмены, как вы. Хотя в некотором роде я тоже атлет.
Иэн. Что же?
Юэн. Люблю всё, где не нужно много двигаться. Соревнования по медленному курению трубки, например.
Иэн. Ладно.

Юэн наконец подходит ближе к стойке и собирается сесть за ближайший столик. Скидывает рюкзак, снимает куртку.

Иэн. Тут занято.
Юэн. Что, простите?
Иэн. Юэн, ты не расслышал? Я сказал, что это место занято.
Юэн. Не знал, что можно бронировать столики. Будут ещё гости?
Иэн. Это неважно. Найди себе другой стол.
Юэн. Ладно, как скажете. Этот не занят?
Иэн. Не занят. Но лучше сядь за стойку, не хочу орать.

Иэн мгновение смотрит на клиента, отводит взгляд обратно в полутьму зала и привычным движением ставит стакан на полку. Юэн подходит к стойке.

Иэн. Что будешь, Юэн?
Юэн. Даже не буду заглядывать в меню — фирменный эль, конечно! Ради него и плёлся в такую дать.
Иэн. У меня нет меню. Эль так эль. Пароль помнишь? Правила знаешь?
Юэн. Пароль? А, это вы так промокод называете по старинке? Стильно, уважаю. Я даже вырезал его из газеты. Он был как раз под моей еженедельной колонкой. Её я тоже вырезал. Сейчас.

Юэн возится с карманами.

Юэн. Где же он? Так, наверное, в рюкзаке.

Иэн глубоко вдохнул, снял очередной стакан с полки и начал тереть. Юэн сначала спокойно возится с многочисленными карманами и кармашками туристического рюкзака. Ничего не находит. Потом уже дёргано шарит по карманам новенькой походной куртки. В панике вытряхивает всё на пол.

Юэн. Господи, да где эта бумажка?!

Пауза.

Юэн. Слушайте, правда, он был у меня.
Иэн. Я верю, Юэн.
Юэн. Но я не могу его найти!.. Наверное, он выпал во время этой чёртовой ночёвки!

Юэн хватает смартфон, пытается что-то открыть. Потом вытягивает его вверх в надежде поймать связь, но ничего не выходит. Потом залезает на табурет. И только потом видит табличку на двери «Нет связи. Вообще нет».

Юэн. Вы сразу не могли сказать?

Иэн неопределённо пожимает плечами.

Юэн. Умоляю, скажите, что мне делать?
Иэн. Выпить Будвайзер. Или Корону. Больше тут всё равно ничего нет.
Юэн. Будвайзер?! Корона?! Да вы издеваетесь?!! Я что, тащился пешком через весь полуостров, чтобы выпить эту дрянь? Я даже перед смертью не буду это пить, даже если вокруг одни болота, а я буду умирать от жажды! Я, Юэн Маккеллен, сомелье года по версии журнала «Пивоварка», требую ваш фирменный эль! Нет, прошу. Но настойчиво.
Иэн. Юэн Маккеллен. Мне знакомо это имя. Это не ты засрал своими рецензиями большую часть пабов на Севере?
Юэн. Ну я много где был, много чего писал. Всего не упомнишь.
Иэн. Ага, ага. Но, может быть, в крохотном уголке твоей памяти остался паб «Две курицы» в Эрвине?
Юэн. Этот?.. Ахаха, да я бы с радостью забыл и это идиотское название, и вонючее пойло, которое там подают. Надеюсь, они закрылись.
Иэн. Ты прав, Юэн. Они действительно закрылись. И знаешь, почему?
Юэн. Почему?
Иэн. Его хозяин повесился после твоей рецензии в «Говноварке».

Пауза.

Юэн. Господь… я же не думал…
Иэн. Конечно, Юэн, ты не думал. Как не подумал записать или запомнить пароль.
Юэн.Слушайте. Тут никого нет и никто не узнает, что вы подали эль без пароля.
Иэн. Здесь я, и этого вполне достаточно.
Юэн. Сколько вы хотите?
Иэн. Я хочу двенадцать букв. И две пинты твои — такие правила.
Юэн. Назовите сумму. Я заплачу.
Иэн. Юэн, ты начинаешь меня расстраивать.
Юэн. Да, да. Но можно же сделать исключение? Господи, как болят колени…

Секунд тридцать они молчат. Иэн замер со стаканом в руке, Юэн, наклонившись, трёт колени.

Иэн. Хорошо, Юэн. Я сделаю исключение — но только одно.
Юэн. Конечно! Я прошу только об одном! Обещаю, я нигде не напишу об этом.
Иэн. Нет, что ты, писать — твоя работа, и я не имею права её отбирать. Пиши всё, что посчитаешь нужным. Но постарайся быть честным.
Юэн. Вы очень великодушны.
Иэн. Так вот. Я разрешаю назвать вместо пароля имя покойного хозяина «Двух куриц». Уверен, ты помнишь его так же хорошо, как и его «пойло».

Тишина. Юэн не мигая смотрит перед собой, Иэн выходит из паба через заднюю дверь. Он возвращается спустя пять минут с небольшим бочонком в руках. На нем фирменная эмблема паба: конь с хвостом рыбы. Иэн ставит бочонок на стойку, берёт и без того идеальный стакан, смотрит на просвет и снова начинает его протирать. Шум моря сливается со скрипом полотенца.

Юэн. Можно хотя бы музыку включить?

Иэн снова смотрит на стакан, хмурится и показывает пальцем вверх. Над стойкой, куда почти не попадает свет, висит потрёпанная табличка: «Включаем музыку, если в зале больше пяти человек».

Юэн. В этом правиле тоже нет исключений?

Иэн отрицательно машет головой.

Юэн. А тут вообще бывает больше пяти человек?!
Иэн. Раза два было. Но они не за музыкой приходили.

Снова молчат.

Юэн. Шон Диллон?
Иэн. Нет.
Юэн. Кортлан Тэмпси?
Иэн. Нет.
Юэн. Шон о’Мэлли?
Иэн. Это боец который?
Юэн. Я думал, боец — Конор Макгрегор.
Иэн. По-твоему, тут один боец?
Юэн. Честер ммм… (пытается вспомнить).
Иэн. Нет.
Юэн. А нельзя только имя? Или фамилию?
Иэн. За что-то одно могу налить Корону.
Юэн. Да нельзя же так!
Иэн. Вот именно, Юэн.

Бармен открывает бочку и наливает в бокал пиво изумрудного цвета. Свет проходит через идеально натёртный стакан и красиво преломляется. Иэн и Юэн любуются этой картиной.

Юэн. Невероятный цвет.
Иэн. Это просто водоросли.
Юэн. Было бы так просто, уже бы повторили — многие пытались. Все, кто пробовал ваш эль, не могли его ни с чем сравнить.
Иэн. Однажды я шёл по горам трое суток. Никакого питья и еды с собой. На вторые сутки мне снилась вода, а третьи я слизывал росу с камней. На четвертые сутки у подножья я нашёл какую-то лужу с головастиками — и осушил её до дна. И знаешь, что я тебе скажу, Юэн? Это тоже было не с чем сравнить. Вкус меняют обстоятельства.
Юэн. Поэтому вы забрались к чёрту на рога со своим пабом?

Иэн внимательно смотрит на Юэна, прикуривает сигарету, молча выпускает дым через нос и делает два больших глотка.

Иэн. И правда, неплохо.
Юэн. Ха! В пабе нельзя курить — на двери написано! Вот я вас и поймал со своими правилами.
Иэн. Всё верно — в пабе курить нельзя.

Иэн выпускает серию смачных колец в потолок, берет стакан с элем и делает два больших глотка. Юэн не дыша смотрит, как дёргается кадык бармена и невольно глотает слюну.

Юэн. Но вы же прямо сейчас курите?
Иэн. Я курю за стойкой.
Юэн. А что, по-вашему, стойка — это не паб?
Иэн. Только та его сторона, где сидят гости. С моей стороны всё по-другому.

Иэн снова берёт кружку и пьёт.

Юэн. И в чём разница?
Иэн. Это — моя церковь. Здесь — алтарь. Там — прихожане на скамейках. Тебе же не придёт в голову размахивать кадилом вместо настоятеля?
Юэн. Нет, конечно. Я вообще атеист.
Иэн. Главное, что не протестант.
Юэн. Можно воды?
Иэн. Почему нет.

Иэн тушит сигарету и наливает стакан воды. Юэн подходит медленно и до конца выпивает всё.

Юэн. Спасибо.

Иэн молча забирает стакан и начинает свою обычную процедуру.

Юэн. Почему вы никогда не давали интервью?
Иэн. Зачем?
Юэн. Ну как. Чтобы люди больше узнавали о вас. Приходили. Чтобы наслаждаться славой, в конце концов!
Иэн. Юэн, сколько ты работаешь сомелье?
Юэн. Сколько себя помню.
Иэн. Кто-то обо мне не знает?

Дверь открывается. В паб заходит высокая рыжая Девушка, укутанная в плащ. С плаща капает вода, от обуви на полу остаются мокрые следы. Девушка подходит к стойке, смотрит на шахматы, потом в глаза Иэну.

Девушка. Ты не приходил.

Девушка садится за столик, за который раньше пытался сесть Юэн. Девушка и Иэн несколько минут смотрят друг другу в глаза.

Иэн. Да как-то времени не было.
Юэн. Так он же занят?
Девушка. Кто занят?
Иэн. Юэн, заткнись.
Девушка. Нет, мне интересно.
Юэн. Он сказал, что этот стол занят.
Девушка (Иэну). Как мило. Ждал меня?

Иэн ворчит что-то нечленораздельное себе под нос.

Юэн.Там что, дождь?
Девушка(Юэну). Нет.
Юэн. Хм…Фингел Клэпси?
Девушка. Это заклинание какое-то?
Иэн: Юэн, не дури.
Девушка. Вы тут в игру какую-то играете?
Иэн .Ага, в имена.
Девушка. Люблю игры. Но нам пора, Иэн. Уговор ты знаешь.

Иэн кивает на шахматы.

Иэн. Мы и с тобой не доиграли. Это тоже часть уговора.

Иэн тянется к шахматам и делает ход конём. На слое пыли остаётся след от фигуры. Девушка откидывается на спинку стула и улыбается, чуть прикрыв глаза.

Девушка. Не заставляй тебя тащить. В конце концов, мы старые друзья.
Юэн. А давайте все выпьем? За встречу.
Иэн. Хер тебе. Ты сейчас или вспомнишь его имя, или я тебе этот стакан в башку вобью.

Иэн махом допивает и наливает следующий.

Иэн. Твой ход.

Иэн берёт бочонок с логотипом и наливает два бокала. Один ставит себе, другой двигает в сторону девушки и два раза стучит по нему пальцем, призывая взять.

Девушка (Юэну). Лошадок любишь?
Юэн. Они вкусные. А причём тут лошади?
Девушка (Иэну). Начинаю тебя понимать. Что тут у нас?

Девушка подходит к стойке и смотрит на расклад игры. Иэн тем временем допивает ещё один стакан.

Иэн. Пришла в паб — пей.
Девушка. Не припомню, чтобы тебе были нужны собутыльники.
Иэн залпом допивает бокал и кидает его в Юэна, но промахивается. Стакан разбивается о пол.
Иэн (Юэну). Вспоминай, сука!
Юэн. Вы что творите?! Я обо всём напишу! Обо всём!
Иэн. Летописец, блядь.
Девушка. Ну-ну, хватит. Опять убьёшь кого-нибудь.

Иэн пьёт из стакана, который наливал для Девушки.

Иэн (сам себе). Пиво ему, сука, не понравилось.
Юэн. Зачем я вообще сюда пришёл…
Девушка. И правда, Юэн, зачем?

Девушка не глядя делает ход фигурой.

Девушка. Шах.
Иэн. Чё за херня!
Юэн. Я просто хотел попробовать его фирменный эль. Просто эль и ничего больше. О нём уже написал даже Вилки Корб! Корб! Этот идиот не отличит кофе от стаута.
Девушка. Чего истерить? Эль бесплатный.
Иэн. Этот мудак забыл пароль. Твой ход.

Иэн ходит фигурой. Девушка хохочет.

Девушка. Ты шёл сюда 25 километров и забыл пароль? Ты и правда мудак, Юэн.

Девушка смотрит на доску.

Девушка (Иэну). Лучше ты играть не стал.
Иэн. Тоже мне откровение.
Юэн. Да я виноват разве, что там хрень написана какая-то?! Да ещё и на гэльском!
Иэн (тихо): Зря.

Девушка внимательно смотрит на Юэна.

Девушка. Там моё имя.

Пауза.

Девушка (Иэну): Что ты ему предложил?
Иэн. Имя за имя.
Девушка. Чьё?
Иэн. Старый приятель.
Девушка. Насколько старый?
Иэн. Настолько, что аж мёртвый. Не ревнуй.
Девушка. Юэн, у тебя что-то не так с памятью. Проверься, что-ли.

Пауза. Иэн и Девушка смотрят на фигуры, Юэн замер и смотрит куда-то в сторону.

Юэн. А…а почему там твоё имя?
Девушка. А почему нет?

Девушка бьет фигуру Иэна.

Девушка. Снова шах. Не тяни.

Иэн, пошатываясь и снова отпивая, тянется к слону.

Юэн (Иэну): Не ходи слоном.
Иэн. Чего?
Девушка. У нас тут что, помощь зала?
Юэн. Она заберёт его через два хода и поставит Мат.
Иэн. Ты кто, блядь, такой?
Девушка. Шахматист с амнезией. Ходи уже.
Юэн. Вообще-то, мастер спорта. И никакой амнезии у меня нет.
Иэн. Ты ж какую-то херню про трубку нёс?!
Девушка. Вот это поворот.
Иэн (Юэну). Так а чем, если не слоном?
Юэн. Пешка на Е8.
Девушка (Юэну). Ты охренел?
Юэн. Я хочу эль.
Иэн. Мы это уже выяснили. Оп-па.

Иэн ходит пешкой по совету Юэна.

Девушка. И ты охренел. Играем без подсказок.
Иэн. Боишься проиграть?
Девушка. Я не проигрываю.
Иэн. Ой, да ну. Все знают ту историю с матросом.
Девушка. Это тупая басня, которую он нёс по пьяни ещё двести лет назад.
Иэн. Так я тебе и поверил.
Девушка. Могу показать его голову.
Иэн. С собой носишь?
Девушка. Нет, но твоя скоро будет висеть рядом.
Иэн. Вот и спрошу как раз. Ходи.

Девушка долго смотрит на доску, что-то неразборчиво ворчит на гэльском и ходит. Иэн допивает очередное пиво и громко икает.

Юэн. Предлагаю замену. Выиграю — с вас пиво.

Иэн в этот момент наливает себе очередную порцию эля, проливая на себя.

Иэн. Ты, сука, уже на всё согласен, лишь бы имена покойников не вспоминать.
Девушка. Я, в целом, живая.
Иэн. Это как посмотреть.
Девушка. Вот этим раскладом?
Юэн. Я постараюсь.
Девушка (Иэну). Доверишь жизнь Альцгеймеру?
Иэн. Я даже себе её не доверяю. Валяй.

Юэн поворачивает белые фигуры к себе и напряжённо смотрит на доску.

Девушка (Иэну). И что за повод?

Иэн, пошатываясь, смотрит на Девушку.

Иэн. Да вот, пивка захотелось. Сколько можно эти водоросли нюхать.
Девушка. Нормальный рецепт, между прочим. Старинный.
Иэн. Ага, прям как ты.
Девушка. Грубиян.
Юэн (Девушке).Так это твой рецепт?
Девушка. Ну а чей?
Юэн. Откуда?
Девушка. Да насмотрелась, как эти бедолаги в XIX веке удобряли поля водорослями и понеслось: тут подкрутила, здесь чуток добавила. Я хоть и чудовище, но с фантазией.

Юэн ходит фигурой. Девушка внимательно смотрит на расклад.

Девушка (Юэну).Ну хоть какой-то толк от тебя есть.

Иэн со стаканом в руках напевает какую-то песенку и бродит по пабу.

Девушка (Иэну). Тебе вообще не интересно, дружок?
Юэн. Стоп. Какой ещё XIX век?
Девушка. То есть, сейчас тебя смущает только это?

Иэн пошатываясь подходит к стойке и начинает неуклюже на неё забираться. Стоит на четвереньках, потом понемногу начинает выпрямляться со стаканом в руках.

Юэн (Девушке). Чего это он?
Девушка. Самой интересно.

Иэн наконец выпрямляется. К этому моменту он сильно пьян и кажется, что может в любую минуту упасть.

Девушка. Только ноги не сломай. А то отлив, тащить ещё…
Иэн. За тебя, Мэйгрид! Твоя жизнь была яркой и освещала мой путь, как маяк. Теперь я слеп и слаб. Я устал и заблудился.

Иэн салютует стаканом, задевает табличку про музыку. Табличка раскачивается и падает прямо на шахматы. Фигуры разлетаются во все стороны, Девушка и Юэн отпрыгивают.

Юэн. Ты всё испортил, сволочь! Вы! Испортили!

Иэн допивает на стойке пиво.

Девушка. Вот оно что. Давно?

Иэн швыряет стакан о стену и медленно спускается на пол, стараясь не упасть. Юэн ползает по полу, собирает фигуры и пытается расставить их на доске.

Иэн (помолчав).Полгода.
Девушка. Мне жаль.
Иэн. Ага, жаль. Конечно.
Юэн (Девушке). Ты помнишь, как стояли фигуры?
Девушка (Иэну). Чего сразу не сказал?
Юэн. Где стоял слон?
Девушка. Да какая разница.
Юэн. Может, сюда поставим? А пешка на Е6 была? Ну, ты расставь свои, хотя бы.

Иэн и Девушка внимательно смотрят друг на друга. Юэн суетливо расставляет фигуры, постоянно их меняя. Понятно, что он не может вспомнить точно, как стояли фигуры.

Иэн (Девушке). Пойдём.
Юэн. Куда?! Мы не доиграли!

Юэн медленно достаёт с полки стакан, смотрит на просвет.

Девушка. Перед смертью не напьёшься.
Иэн(икает). На деньги не спорь.

Иэн наливает из бочонка эль, ставит возле себя. Смотрит внимательно в глаза Юэну и два раза призывно стучит пальцем по бокалу.

Иэн. Крокс. Его звали Клэйм Крокс. И пиво у него было отличное.
Юэн. Царство небесное, не серчай. Но… как зовут её?

Иэн пьяно улыбается и облокачивается на дверь, чтобы не упасть. Девушка подходит к Юэну.

Девушка. Это уже не так важно, мой дорогой. Обычно я прихожу сама. Моё имя — свист горлышка початой бутылки на ветру в руках заблудшей души возле моря. Они все одинаковые. Просят не убивать, или одарить богатствами. Представь, кто-то даже предлагает переспать! Но этот человек оказался не таким, как все.

Девушка замолчала. Слышно только, как с новой силой зашумели волны да жадные глотки Иэна, который налил себе ещё.

Девушка. Иэн пил как слепая лошадь — сам видишь. Но оказалось, что он любит свою жену больше, чем виски. Она в тот момент уже собирала вещи, а этот дурак напился и пришёл к морю, чтобы оно решило его участь. Так он мне сказал, а я решила проверить. Дала ему рецепт удивительного эля, велела варить его каждый год и бесплатно раздавать всем, кто сюда доберётся и назовёт пароль. Взамен — я возвращаю его жену обратно.

Юэн. И всё? Он просто должен был стать самым известным и загадочным пивоваром Европы, взять интервью у которого пытался сам Лоренцо Дабове?!
Девушка. Ну вроде того. А, да, еще маленькая деталь — с того же момента он должен был не пить. Ничего. Даже собственный эль.

Девушка подходит к Иэну и целует его в лоб. Его лицо ничего не выражает, он смотрит куда-то вдаль. Девушка берёт Иэна за руку и они идут в сторону выхода. Девушка открывает дверь, Иэн оборачивается в зал паба.

Иэн. Когда будешь пить, слушай море. Это самая прекрасная музыка на свете.

Юэн растерянно теребит пешку в руке.

Юэн(Девушке). А тот рыбак…он правда у тебя выиграл?
Девушка. Да. Но его все равно пришлось утопить.
Юэн. Почему?
Девушка. Он захотел сыграть ещё раз.

Девушка и Иэн уходят. Юэн долго смотрит на закрытую дверь, потом приходит в себя, торопливо подходит к бокалу, но брать его не спешит. Он всматривается в него, смотрит на просвет. Затем аккуратно двумя руками берёт его и, зажмурившись, делает глоток.

Через мгновение мы слышим гортанный звук и Юэн выплёвывает всё на пол. Его тошнит, у него текут слёзы, он плюётся и нечленораздельно ругается.

Юэн. Тварь! Дерьмо, дерьмо! Что за уроды могли это хвалить! Я напишу, всё напишу!

Юэн снова делает глоток, его тошнит на пол.

Юэн. Больные ублюдки!

Вдалеке слышно ржание лошади и всплеск воды.
Юэн быстро и неумело собирает разбросанные ранее вещи из рюкзака. Они все не помещаются, Юэн что-то ворчит, ругается и потеет. Он наваливается всем грузным телом на рюкзак, кое-как его застёгивает и тащит к выходу. На полу остаётся много разных вещей, нужных для похода. Видно, что они совсем новые и со многих не сняты этикетки. Юэн уходит, не обернувшись.

Пару минут ничего не происходит. Слышно шум моря и крик птиц.
На сцену выходит Дух моря. Он с задорной улыбкой осматривает весь этот бардак и, пританцовывая, подходит к стойке. Он пьёт недопитое Юэном пиво и начинает играть в шахматы сам с собой. Ставит чёрным мат в четыре хода.

От скуки он смотрит на гору забытых походных вещей. Наклонятся, раздвигает их рукой и поднимает какую-то бумажку. Читает, смеётся и клеит себе на лоб, как в игре.

Поворачивается к зрителям, салютует стаканом и большими глотками допивает до дна.

Дух моря. Ну проиграл и проиграл. Чё бубнить-то.

Конец
2023 год