Драма в двух действиях
Ночи бывают очень темные. Осенью. Выключат фонари, а идти до дома надо как-то. Вот и скребешься потихоньку. Лужи по колено, дороги нет, тропка на обочине. Не дай Бог соскользнешь, сырой весь будешь. А холодно и без того. Осторожно идешь. Холодно ночами, и спят все, как назло, ни одного огонька в окнах. С огоньками легче. Заглянешь в окно, видишь - сидит Светка-береста у телевизора, и понимаешь тогда: три дома, и тебе направо поворачивать. А там другое окно увидишь: дядя Витя протез под кровать складывает - ну, значит ты уже на Поповича улицу должен повернуть. А там еще и еще... И так люди тебя до дома и доведут. А когда нет огоньков, тогда сложнее. Можно и поплутать. Тогда на запах идешь. Ночью здесь хлебом пахнет. Пекут. Мешают три опары, две печки стараются. По запаху пекарню всегда найдешь, а она в центре села, и фонарь там всегда горит. Оттуда уже направление возьмешь, и ты дома. А там от мамы будешь слушать, что спать надо, как следует, учиться надо, как следует. Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда. У меня уже аттестат скоро будет, а ты все учишь меня, мама.
Жарища там, на пекарне, невыносимая. Мама еле живая приползала оттуда, по той же тропке на обочине, по той же грязи, только еще с сумками наперевес. Хлеб горячий приносила. Черный - это прям особый шик. Только его обязательно надо было в масло макать. Вонючее такое масло, растительное. У них оно во флягах больших стояло на пекарне, почему-то зеленого цвета было. Вот, хлеб черный, масло и соль крупная. И чаем сладким, конечно, это дело надо запивать. Кто такое блюдо не пробовал - вкуса жизни не знает, уверяю. Встретишь маму со смены, нажрешься этого месива и доволен как слон. Но начнется опять: чего ты ботинки сушиться не поставил, расклеятся же. Рюкзак не собран. Самой спать бы, а она все учит. Не учи меня, мама. Сам умный. Второй десяток разменял. Иди спи.
Пока мама спит, можно много всего интересного узнать. Например, очки мамины, если взять, а потом на крыльцо выйти, поймать в линзу от очков лучик и так аккуратно, медленно этот лучик собрать в одну точку, то доска на крыльце начинает прожигаться и можно даже имя свое написать или даже “Маму люблю”. Проснется - рада будет, до неба прыгать будет. Напишешь, идешь домой, хитрый такой сядешь у кровати на пол, смотришь на маму, ждешь, когда проснется, чтобы сразу ее за руку взять, творения свои показать. Сидишь, сидишь, тут на тебе! Крики на улице: горите! Сгорите же к... и дальше то, что мне нельзя говорить. Соседка мчится - матерится. Мама вскакивает, бежит на улицу, те же слова говорить начинает. Тушат крыльцо. И я тут опять не прав! Я разве поджигать хотел? Да знала б ты, мама, что я там для тебя готовил... Опять учит. Не учи меня, мама. Да понял я, что опасно так с очками играть. Не только понял, а опытным путем выяснил. Зря, что ли в садик хожу? За ум же меня там держат. Не иначе.
Ночи бывают очень темные. Осенью. Фонари выключили опять. Окна спят. Пекарня. Вот пекарня еще спасает. Иду я по тропке на обочине, боюсь соскользнуть, не тороплюсь. Холодно. Иду я к маме. Может она хоть меня чему-нибудь научит. Лысый уже, а совсем ума нет. Ни черта не понимаю. А так хочется что-нибудь уже понять.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
СЦЕНА ПЕРВАЯ
Поздний вечер. Частный дом. На стене висят рыбацкие сети, пушнина и ружье. Прихожая, совмещенная с кухней и столовой. Обеденный стол с табуретками, две шторки, отгораживающие входы в спальни. Жилище скромное, даже аскетичное. Слышится кашель. Из комнаты, опираясь на трость выходит ПАВЕЛ. Плетется к кухонным полкам, рыскает по кастрюлям, накладывает еду. Роняет на пол тарелку, пытается поднять ее. Выходит ИРИНА, помогает.
ПАВЕЛ. (смеется) Собрался жить, а взял да помер.Ирина обнимает отца.
ПАВЕЛ. На наш катер теперь очень высокий спрос.Из комнаты выходит Нонка.
НОНКА. Мы так одни останемся с вами на этом островке. Страшно людям.Входит ЛЕРКА. Присаживается рядом с отцом, прислоняется к нему.
ПАВЕЛ. Это кто разбудил моего ангелочка! Вот заразы какие, разорались тут, да? А ну-ка надавай им по ушам, я разрешаю.Молчание.
НОНКА. Ир, два против одного. Решайся уже.Молчание.
ЛЕРКА. Девочкам хотя бы есть что вспомнить, а я еще ничего в жизни не видела.Павел медленно поднялся и вышел на улицу. Дочери разошлись по комнатам. Павел вернулся со связкой ключей. Дочери тоже вернулись. Павел снял со связки ключи, бросил на стол.
ПАВЕЛ. Езжайте. Вот ключи. Плывите, куда хотите.Дочери все вместе обнимают отца.
ЛЕРКА. Девочки, я за него боюсь.Павел целует дочерей.
ПАВЕЛ. Если вы пропадете там, я себе не прощу. Как я переживу ваши несчастья? У меня больше никого и ничего в этой жизни нет.Павел хромает за шторку. Дочери тоже по одной, молча уходят. Через минуту Павел возвращается.
ПАВЕЛ. Нет уж, погодите! Я, кажется, понимаю откуда ноги растут.(видит пустую комнату) Эй! Эй! Где вы все! Вернитесь, девочки мои! Доченьки!Дочери выходят в недовольными вздохами.
ПАВЕЛ. (успокаивается) Вы здесь. Хорошо. Очень хорошо. Скажите - ка мне на милость, а не мама ли вас настращала? Только не врите. Я, может и плох уже, но такие вещи вижу ясно.Молчание.
ИРИНА. И мне мама снится. Просит прощения, сильно плачет.Павел вскакивает, кричит, размахивает тростью, сбивает предметы со стола, полок, стен. С улицы раздается пальба. Выстрелы, крики. Нонка падает на пол. Ирина хватает Лерку, забирается вместе с ней под стол. Павел снимает со стены ружье, прижимается к стене возле окна.
Ирина подползает, выключает свет. Сидят. За дверью раздается грохот.
ЛЕРКА. Мамочка!Павел выходит. Сестры перешептываются.
ЛЕРКА. Девочки, что происходит. Это же салюты? Салюты?Дверь в дом отворяется, Павел затаскивает человека, раненного в бедро.
ПАВЕЛ. Ира, Нонка, помогите мне! Давайте, надо подхватить. Быстрей, быстрей.Дочери подхватывают раненого, сажают на табуретку. Павел садится рядом, еле дышит.
ПАВЕЛ. Ира, запрокинь ему башку, запрокинь, пусть дышит. Вот так.Достает фонарик, светит в лица.
НОНКА. Ты оборзел, что ли, раненый, тебе чего так весело-то?Раненый светит фонариком на своё лицо снизу и корчит рожу.
ИРИНА. Матерь Божья, нарисовался - не сотрешь!Шлёпа протягивает руки. Павел не отвечает.
ШЛЁПА. Опешил, друг? Понимаю. Столько лет не виделись.Шлёпа берет бинт, ловко перематывает ногу.
ШЛЁПА. Вот и все! Царапнуло чуть-чуть, ерунда. Похромаю и пройдет. А вы к стрельбе привыкли что-ли? Это у вас теперь нормально?Молчание.
ШЛЁПА. Какой теплый, душевный прием! Сначала подстрелили, теперь допрос устраивают.Павел берет на прицел Шлепу.
ПАВЕЛ.(дочерям) Отойдите от него.Павел тычет дулом в лицо Шлепе.
ПАВЕЛ. Ты выкапываешь мертвых?Молчание.
ПАВЕЛ. Встал и вышел отсюда, чтоб я никогда тебя больше не видел, даю тебе шанс сбежать по старой памяти.Шлёпа выхватывает ружье у Павла. Отправляет его в угол. Дочери бегут к отцу. Шлёпа держит всех на прицеле.
ШЛЁПА. (кричит) Ну вот зачем нужно было доводить до этого? Ведь можно было решить все цивилизованно! Думаете, я хочу вас пугать? Нет, не хочу! Но вы же не оставляете мне шансов.Лерка протяжно плачет.
ШЛЁПА. Лерка, ну ты чего? Лер, не плачь. Пожалуйста, успокойте ее кто-нибудь. Как вам не больно это слышать? Ир, возьми ее на ручки, что ли, я не знаю.Ирина гладит Лерку, успокаивает.
НОНКА. Шлёпа, хороший мой, ты же не собираешься стрелять?За окном раздаются выстрелы. Лерка плачет.
НОНКА. Что, серьезно, что ли? Это ты делаешь? Вот ты тварь…Выстрелы за окном. Леркин плач.
ПАВЕЛ. Я не знал, на что шел!Поднимает ружье.
НОНКА. (кричит) Правда! Папа, иди, копай.Молчание.
На улице раздаются выстрелы.
ИРИНА. Так, предположим. Истории Файки, Коли, Кости мы как будто тоже принимаем. А Галька-Боженька, а Заяц? Они что, тоже террористы какие-то? Они же просто несчастные опойки.Павел одевается, идет к выходу.
ШЛЁПА. По дороге на поле, где они растили мак. За речкой-говнотечкой. Понял? Прямо там я их и оставил. Там где они окучивали свою отраву.Берет в углу лопату. На ней куски земли.
ИРИНА. Он очень рассеянный в последнее время, сильно сдал. Сам на себя не похож. Эта постоянная темнота. И ты вот еще нам подкинул сюрприз.Павел выходит. Молчание.
ЛЕРКА. Хорошо сидим.Обнимают Шлепу.
ШЛЁПА. Не вините отца. Он не преступник. Преступник здесь только я.Девушки одеваются. Ирина толкает дверь. Она не открывается.
ИРИНА. А когда ты успел двери запереть? Ты открой, пожалуйста, как мы через запертые двери пойдем.Нонка безуспешно толкает дверь. Шлёпа подходит и спокойно открывает ее. Девушки, как вкопанные стоят у дверей, не могут шагнуть.
ШЛЁПА. Идите.Молчание.
ШЛЁПА. Теперь вы готовы это принять?Шлёпа стреляет в Ирину, затем в Нонку. Обе падают. Лерка выпучила глаза на Шлепу.
ШЛЁПА. Так, два же патрона всего. Сейчас, Лерка, подожди. Только не бойся, хорошо? Не боишься?Шлёпа суетится, рыскает по полкам.
ШЛЁПА. Не знаешь, где у папы патроны?Шлёпа заряжает ружье.
ШЛЁПА. Вот, все. Готово, рыбка моя!Шлёпа стреляет в Лерку. Лерка падает.
Антракт.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
СЦЕНА ПЕРВАЯ
Ночь. Ира, Лерка и Нонка летают в небе над островом.
ИРИНА. Я ведь и впрямь была замужем за Колей Беспаловым. Мы с ним встречались с самой школы. Отгуляли свадьбу на следующий день после выпускного и стали жить вместе, это всем запомнилось. Правда ведь. У меня была моя семья. Когда я была жива.Нонка-лимонка, Нонка-самогонка,
Нонка успокойся, ничего не бойся.
Я тебя спасу, рыло всем снесу.
Баю-баю-баю-бай. Сопли тут не распускай.
Сочинял. Знать бы тогда, сколько горя этот человек принес в наш дом под видом спасителя. Знать бы тогда.СЦЕНА ВТОРАЯ
Дом. Дочери лежат на полу. Ружье лежит на столе. Шлёпа сидит за столом.
Входит Павел. Ставит лопату в угол. Бросает на пол два мусорных мешка. Мешки гремят как дрова. Павел оборачивается, видит дочерей, долго смотрит и молчит.
ПАВЕЛ. Рассказал?С улицы слышны выстрелы.
ПАВЕЛ. Тебе просто надо было дождаться меня молча. Я свою часть работы выполнил, а ты провалил.Ирина открывает глаза, встает. Видит мешки с костями.
ИРИНА. (Павлу) Все-таки ты нас кинул. Тебя послали, чтобы позвать на помощь нам, а ты решил помочь ему. Нормально так. Ну ничего. Это очень хорошо, что так все получилось. В голове теперь такая ясность.Ирина будит Лерку и Нонку. Они приходят в себя.
НОНКА.(держится за грудь) А схватить пулю, оказывается неприятно. Такое чувство в груди, будто кирпич проглотила.Дочери снимают шкуры со стен, подходят к Павлу.
ИРИНА. Мы, папа, тебя любим и ценим, но тут открылись новые обстоятельства.Дочери валят Павла на пол и от души хлещут его шкурами. Шлёпа сначала с интересом наблюдает за этим, потом оттаскивает дочерей от Павла.
ШЛЁПА. Ну все, все. Отвели душу и хватит.За окном слышны выстрелы.
НОНКА. Ты отпустишь нас прямо сейчас. Откопаешь нас и отправишь на материк.Лерка берет ружье, целится в отца.
ЛЕРКА. Иди копай в подвал!Павел берет лопату, спускается в подвал. Лерка держит его на прицеле. Ирина и Нонка складывают вещи в сумки.
НОНКА. Когда мы приедем на материк, первое, что я сделаю, это найду Костю и просто, я не знаю. Упаду в ноги к нему. Я буду ползать за ним до тех пор, пока он меня не простит. Заплачу ему за все, что я натворила!Все подбегают к подвалу. Шлёпа берет мусорные мешки, кидает в подвал.
ШЛЁПА. Нашел, что ли, Павлуша?Павел поднимает из подвала мешок. Он гремит как дрова. Нонка заглядывает в него.
НОНКА.(пауза) Какая я красивая… Ну, я пошла что ли?Нонка подходит к двери, осторожно шагает за порог, выходит.
НОНКА. Как здесь непривычно. Непривычно, но легко. Будто я килограмм на тридцать легче стала. С ума сойти, как хорошо. Я сейчас взлечу! Девочки, вы должны это попробовать.Шлёпа помогает Павлу вытащить второй мешок.
ШЛЁПА. Ирина Павловна, твой выход, пробуй.Ирина подходит к двери, шагает за порог.
ИРИНА. Да, наконец-то. Боже мой, как круто. Тепло здесь, и дышать легко. Лерка, ты одна осталась. Все, еще чуть-чуть и мы оставим это место. Знаете, я конечно не хочу так думать, но вдруг мамы там нет? Она же самоубийца. Им туда нельзя вроде.Павел достает третий мешок.
ШЛЁПА. (Лерке) Давай, тыковка моя, ступай.Ирина забирает у Лерки ружье. Лерка шагает к двери. Все наблюдают за ней
ЛЕРКА. Я не могу выйти.С улицы слышен ликующий собачий лай. Павел достает из подвала собачий череп. Девочки подбегают к двери.
ЛЕРКА. Это собака! Это наша собака!Лерка, Нонка и Ирина садятся на сумки с вещами.
НОНКА. Шлёпа, это странно, конечно. Феномен ты какой-то. Вроде твоим именем можно саму смерть назвать, но ты пришел и здесь стало как-то поживее, что ли.Павел достает последний мешок.
НОНКА. Ну, что же… В путь. Не поминайте лихом.Дочери встают, берут вещи, ключи от катера и выходят за порог.
ПАВЕЛ. Мне очень жаль, доченьки. Я не видел, куда иду. Шел наощупь, как мог. Я вас люблю.Дочери, не оборачиваются, молча уходят. Павел вылезает из подвала. Садится за стол напротив Шлепы.
ПАВЕЛ. Собрался жить, а взял да помер.Молчание. За окном слышны выстрелы.
ШЛЁПА. Рано или поздно все равно нужно было отпустить их, Паша. Пришлось бы.Выстрелы на улице.
ШЛЁПА. Конечно, Паша, я рад. Чем не доволен ты, я понять не могу? Ты видел, как у девочек лица сияли? Хотя бы увидеть их такими счастливыми стоило того, чтобы отпустить. Теперь у них будет жизнь, которую они заслуживают.Выстрелы на улице.
ШЛЁПА. Так, хватит болтать, Паша! Нас ждут великие дела!Павел открывает дверь. С улицы слышны выстрелы.
ПАВЕЛ. Эй, эй, сюда! Вы, там, на улице. Все сюда!Павел пробует включить свет. Он не загорается.
ШЛЁПА. Не получается, да?Павел срывает со стены рыболовную сеть, пытается поймать Шлепу.
ШЛЁПА. Да прекрати ты уже истерику. Там никого нет. Все это только в твоей голове.Шлёпа хлопает в ладоши. Выстрелы резко обрываются.
ШЛЁПА. Слышишь? Ни-ко-го. Лишь темнота. Темнота…Павел еще раз бросается на Шлепу, промахивается, падает на пол, путается в сети. Плачет. Шлёпа ложится рядом.
ШЛЁПА. Только темнота, Паша. И в этой темноте ты рисуешь. Рисуешь то, что тебя уничтожало. То, что принесло тебе страдания и сделало тебя тем, кто ты есть.Молчание.
ПАВЕЛ. Получается, мне нечего терять?Шлёпа снимает бинт с ноги. Крови нет.
ШЛЁПА. Мое ранение в ляжку - тоже твое ранение в ляжку, после которого ты всю жизнь хромаешь и зовешься Шлепой. Мое погоняло - это твое погоняло. Моя жизнь - твоя жизнь. Шлёпа - это ты. Я - это ты!Шлёпа бьет Павла по щекам.
ШЛЁПА. Никогда ничего ты без меня не мог! Когда все хорощо - я не нужен, а любая опасность и ты сразу - Шлёпа приди. Не нравится моя компания теперь? Тогда закапывал бы ящики сам. И являлся бы к обидчикам дочерей собственной персоной. Вообще, мог бы сам дать молотком по яйцам трудовику, который трогал тебя за твою мелкую пипирку после уроков. Тогда бы я не появился вообще. Тогда бы мы и не познакомились даже. А теперь ты не можешь без меня. Надо бы это давно уяснить. Всю жизнь я спасаю твою слабонервную задницу. Стоит мне оставить тебя - все идет под откос. И при этом я все равно всегда иду вторым номером. Всегда на втором месте. У тебя на подсосе. Тебе семья, дети, а мне только ублюдки, которых надо наказать.Молчание.
ПАВЕЛ. Это что? Это ее предсмертная записка?Павел приобнимает Шлепу за плечо.
ПАВЕЛ. (улыбается) Она будет ждать меня…Павел показывает фигу. Собирает по дому пакеты с останками.
ШЛЁПА. Ты об этом пожалеешь.Шлёпа забирает ружье со стола. Павел легко выбивает ружье из его рук.
ПАВЕЛ. Думаешь я стану тебя спрашивать в этот раз? Мне больше не нужно твое благословение. Ты никто, тебя нет.Павел хватает Шлепу за нос и валит на стол. Шлёпа брыкается.
ПАВЕЛ. Ну, попробуй теперь сделать хоть что-нибудь.Павел отпускает Щлепу, связывает мешки между собой, обвешивается ими. Открывает дверь. Слышен шум океана. Шлёпа бегает за ним как тень.
ШЛЁПА. Ты выбрал не самый верный способ. Таких туда не берут.Павел обматывает себя сетью и выходит из дома. Шлёпа мечется по дому, колотит в закрытые двери.
ШЛЁПА. Стой! Стой! Вернись! Прошу! Пожалуйста! Нет! Не делай этого!Затемнение.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ
Берег океана. Ирина, Нонка и Лерка сидят возле катера, ждут. Земля начинает трястись. Вода прибывает.
ЛЕРКА. Что это? Девочки, мы тонем?Ирина заводит катер. Все садятся в него.
ЛЕРКА. Вот он бежит! Папа!Павел взбирается на катер. Стремительно отплывают от берега. Остров уходит под воду. Нонка встает у штурвала.
ЛЕРКА. Папа, теперь мы увидим настоящий свет! Интересно какой он.Все смотрят вдаль.
ЛЕРКА. Как красиво. Это он?Машут руками, зовут маму.
Занавес.
2024 г.
г.Оренбург.