Откровенно, я погрузился в отчаяние на целый год – книга была написана и рукопись пылилась в диване. Оставались только нереальные идеи типа – напечатать книгу в Китае, потому что там все дешевле, но ни одной китайской типографии с русскоязычным сайтом я не нашел.Через год тьмы я принял решение радикальным методом удешевить стоимость печати.Изначально я написал эро-интеллектуальный урбанистический роман на 600 страниц.
Я решил, что раз никто не хочет выпускать эту книгу на, хоть как-то приемлемых условиях, то пусть все остаются без сладкого – и вырезал все эротические сцены, а заодно закенселил и всех персонажей имеющих отношения к таким сценам. Осталось 296 страниц.
Далее пришло в голову, что можно посмотреть в каких типографиях печатают крупные московские издательства (чтоб могли сделать качественную мягкую обложку). Оказалось, что книги, формат которых меня устраивает напечатаны в Ульяновске. Я связался с типографией по е-майлу, указанному в книгах (на последней странице). Там посчитали и сумма по новым параметрам уже оказалась приемлемой.
В этих же числах в Красноярске проходила книжная ярмарка, я пошел, собрал все визитки местных издательств – при этом не все охотно откликались (потом я понял, что некоторые издательства работают только на гранты – это отдельная тема – и не заинтересованы ни в чем другом).
В одном из красноярских издательств - стоимость оказалась лишь чуть выше, чем в Ульяновске, а необходимость доставки из Ульяновска в Красноярск и вовсе нивелировала разницу. Так что мы выбрали красноярский Офсет.
Здесь мы считали по следующим параметрам 1000 экз., твердая обложка, газетная бумага, 296стр. Сумма оказалась 215 500 рублей.
После чего подписали договор. Далее произошло чудо – в издательстве прочитали книгу и предложили бонусом напечатать не на газетной, а на белой бумаге, без повышения стоимости. Не знаю, бывает ли так вообще – но уж очень я хотел именно белую бумагу для книги.
Книгу мне доставили домой в августе 2022 года.
У меня был ПЛАН РАСПРОСТРАНЕНИЯ, КОТОРЫЙ НЕ СРАБОТАЛ.
Я думал, что удастся устроить книгу в книжные сети, затем рассказать о ней в СМИ и покупатели сметут её с прилавков.С книжными сетями ситуация сложная – некоторые (по началу все) категорически отказались сотрудничать. Представители федеральных сетей давали московские номера, по которым такие вопросы в принципе никто не решает. Местные сети откровенно футболили. Например управляющая одного из магазинов заверила меня, что у них франшиза, по которой они могут брать книги только у крупных московских издательств, иначе она обязательно порекомендовала бы мою книгу начальству (звучало правдоподобно)!
Однако, оказалось, что у моего красноярского издательства с ними договор на размещение своей продукции и вскоре моя книга появилась на полках этой сети – управляющая потом прятала взгляд. В другой крупной сети (иркутской, чьи магазины есть в Красноярске), мне долго говорили, что передадут информацию директору, что обязательно рассмотрят вопрос и т.д. Это продолжалось 4 месяца (!), пока я, придя в очередной раз в магазин не встретил самого директора, который обо мне, конечно ничего не слышал. Директор заинтересовался, прочитал книгу и взял ее в продажу. Так же получилось с некоторыми маленьким независимыми магазинами – после случайного личного знакомства с их представителями.
Таким образом книги реализуются в 10 книжных магазинах Красноярска (это примерно 50% книжных красноярских магазинов) и 10 магазинах в Иркутске.
История взаимодействия со сми заслуживает отдельной статьи – путь этот тоже местами тернистый, а местами волшебный, когда тебе действительно заинтересованно звонят и приглашают на интервью как автора книги…
Скажу только что многочисленные публикации (в том числе с просмотром в 300к по всей России слабо сказались на продажах книги в магазинах). Тут все просто – 1. У местных сетей плохая доставка. 2. Покупатели не могут найти эти магазины в интернете. 3. Когда проходит информационный всплеск книг в магазинах практически никогда нет.
Про последний пункт расскажу подробнее: магазин соглашается взять на пробу 10-15 книг. Они какое-то время (месяц-два там лежат), когда я узнаю, что скоро у меня интервью – звоню директору/менеджеру магазина они отвечают, что книги ещё есть, пока надобности в новой поставке нет, аргументацию, что скоро покажут интервью и люди придут они вежливо парируют, говоря, что если действительно будут покупать они сразу свяжутся со мной и с удовольствием возьмут ещё. Интервью показывают, книгу скупают, мне действительно звонят с магазина и просят доставить книги – пока книги приедут со склада в магазин (а их часто надо вести для приёмки именно на склад) информационный всплеск уже схлынул и новая партия книг просто лежит на полках. Синхронизировать публикации в СМИ и наличие в магазинах книг (а это зависит от множества факторов, например с 15 августа по 15 сентября магазины не хотят говорить о книгах, потому что это жаркий сезон канцтоваров) моего влияния никак не достаточно.
Таким образом, несмотря на то, что удалось реализовать обе части плана – устроить книгу в магазины региона и рассказать о ней в сми – в целом стратегия (с точки зрения реализации книг) оказалась провальной (возможно, ситуация была бы другой в сочетании маркетплейс + сми). Правда, тут есть иные приятные нематериальные бонусы, не являющиеся предметом данной статьи.
Так же дважды меня пригласили на уличные книжные ярмарки. События по атмосфере и наполненности очень крутые. И я рад, что был их полноценным участником. Но, каждый раз шел дождь, удалось продать только девять книг и радоваться, что остальные не намокли.
Таким образом почти за два года с августа 2022 по апрель 2024 через магазины, на ярмарках и на встречах с читателями, других творческих мероприятиях удалось продать книг тысяч на 40, при вложенных около 220 000, что вызывало грусть и печаль, особенно смотря на высокие ряды коробок с книгами, бесхозно стоящих в общем коридоре.
Как удалось вернуть все деньги?
Как я уже говорил способ подойдет не каждому.
Так вот, в первые теплые дни 2024 года я с книгами вышел на улицу и стал предлагать их людям.
Перед публикацией книги многие мне говорили, что:
1.Бумажные книги мало кому нужны – все читают электронные или слушают аудио.
2.Роман с местом действия в Красноярске не интересен НИКОМУ, так как читатели хотят перенестись в какое-нибудь другое место, а никак не сюда.
Реальность: На улицах моего города покупают по 15-20 книг за выходные, говоря, что это нереально круто, что кто-то такое делает (вообще пишет книги, пишет книги о своем городе). Люди говорят, что это их вдохновляет, что они не представляли, что такое есть, задают много вопросов, дискутируют, дают обратную связь, предлагают сотрудничество, хотят поделиться своими историями и т.д.
Для моего региона (думаю как и многих других, исключая Санкт-Петербург) продажа книг собственного авторства это абсолютный эксклюзив и люди сталкивающиеся с этим воспринимают подобное как яркое приключение – встреча с живым писателем, о чем потом можно рассказать и предъявить в доказательство книгу с автографом.
Первые книги на улице я робко продал по 300₽, сейчас цена книги (с моим автографом) 750 рублей. На удивление сами люди подняли цену. Почти все говорят, что такой труд не может стоить меньше 1000₽ за книгу и многие действительно дают 1000₽ без сдачи. Надо сказать, что при этом отмечают качество обложки, печати, бумаги, размер шрифта и т.д. (кажется, все это действительно важно, хотя у меня были мысли перепечатать в мягкой обложке, но теперь большие сомнения, стоит ли снижать параметры ради цены).
Оказалось все очень просто. Теперь я точно знаю, что на книгах можно заработать.
Однако, надо сказать, что у уличной торговли своими книгами есть крайне существенные нюансы, которые могут отделить успех от провала.